Статистика блога
195
Записей
3619
Обращений
153620
Посетителей
Областные Управления
(финансируемые из местного бюджета)
Областные управления и департаменты
(финансируемые из республиканского бюджета)

Психологические особенности работы в группе и в команде


Организация – формальная группа с четко определенными социальными задачами и фиксированной ролевой структурой. Например, учреждение, предприятие. Если мы работаем в небольшой организации, она сливается с группой. Если мы попадаем в большую организацию со сложной структурой и разветвленной системой отношений, то организация существует для нас как символическое человеческое объединение, реально же конкретный отдел, подразделение, сектор может рассматриваться как малая группа. Малая группа – объединение людей от 2 до 35 человек, которые имеют общую цель, находятся в непосредственном личном контакте, вследствие чего возникают групповые нормы поведения и эмоциональные отношения.
Психология группы складывается из нескольких психологических комплексов:

  • Сознание наличия объединяющего фактора: совместной деятельности любого рода.
  • Чувство «мы» или корпоративность.
  • Атрибутика, ритуалы; обеспечивающие сознание и чувство «мы».
  • Групповые  нормы  –  образцы  поведения,  созданные,  поддерживаемые и одобряемые группой

Главным психологическим признаком группы является чувство «мы». Чувство «мы» может быть сформировано с помощью одного или всех перечисленных признаков, может разделяться всеми или большинством членов группы. Феномен «мы» чаще изучается в экстремальных условиях. На самом деле он является неотъемлемой частью делового общения в любой группе – «мы – государственное учреждение», «мы – организация», «мы – команда». Но психологическое значение феномена «мы» вообще выходит за рамки цели или способа общения. «Мы» – это принцип отношения к миру и к людям, означающий взаимозависимость, взаимодействие, открытость и поддержку. Чувство «мы» возникает постепенно, причинами могут быть как положительные, так и отрицательные факторы.
Чувство «мы» необходимо постоянно культивировать с помощью атрибутики, ритуалов и традиций.
Психологической структурой, формирующей и поддерживающей группу, являются и групповые нормы.
Виды групповых норм:
  • Нормы поведения – ритуалы, традиции, привычки членов группы;
  • Нормы работы в соответствии с целями. Например, нормированный или ненормированный рабочий день, характер распределения обязанностей, планомерность или штурмовщина;
  • Нормы связи деловых и личных отношений. Например, в группах часто выделяются подгруппы из 2-х или 3-х человек, связанные не только работой, но и дружескими или семейными отношениями;
  • Нормы выражения чувств – формально безличное или подчеркнуто эмоциональное отношение к работе и к партнеру

Уровни обязательности групповых норм зависит от их характера и от положения личности в группе. Существуют нормы, которые в данной группе: 
обязательны для всех – например, в научном сообществе принято ссылаться на коллег, а плагиат осуждается;
общеприняты – например, обращение на «вы» или, наоборот, по имени;
желательны – например, принято в группе отмечать дни рождения.
  • Если Вы обладаете чувством “мы”, способствуете положительному имиджу группы, организации, команды, не противопоставляете себя другим, разумно следуете групповым нормам, то группа обеспечивает Вам психологический комфорт, поддержку, нередко удовлетворяет потребность в самоуважении, тепле и любви.
  • Группа обеспечивает человеку защиту от неприятностей вне группы, взамен индивид склонен преувеличивать ценность группы, придерживаться групповых норм и корпоративной этики. Группа особенно ценит и поддерживает тех, кто, обладая высоким интеллектуальным и волевым потенциалом, сознательно способствует развитию группы, повышению ее авторитета и влияния.

Коллективное мнение – психологический феномен, который реально свидетельствует о существовании в группе, чувства «мы» и конформистски настроенного большинства.
Собственно психологический климат в группе определяется соответствием статусно-ролевых отношений претензиям, ожиданиям и представлениям членов группы.
Руководитель назначается или выбирается целенаправленно, его существование относительно стабильно, отличительными чертами руководителя является обладание санкциями в отношении подчиненных, как-то; продвижение по службе, материальное и моральное вознаграждение, распределение работы. Таким образом, руководитель занимается регуляцией официальных, социально закрепленных отношений в группе. Тем не менее, существуют разные стили руководства, опирающиеся на различные психологические основания. 
Авторитарный стиль – стиль команд и приказов, предусматривающий выполнение без вопросов и возражений. Руководитель, демонстрирующий авторитарный стиль, считает, что его мнение всегда истинно, не терпит строптивых подчиненных и критически мыслящих коллег. С другой стороны, такой руководитель очень субъективен и легко поддается чужому влиянию. Нужно только разговаривать с ним наедине, использовать рациональные аргументы, приносить конкретные предложения, допускающие немедленное принятие решения. 
Патриархальный стиль – стиль убеждений и стимулов, предполагающий, что похвалы и порицания руководителя обладают силой родительского внушения. Такой руководитель стремится все знать и все контролировать. Самое большое раздражение у него вызывает самостоятельность подчиненных или сокрытие любой, самой незначительной информации. С ним лучше общаться как с единственным человеком, который может помочь или защитить вас. 
Либеральный стиль – стиль консультаций и вознаграждений. Руководитель – либерал ценит компетентных экспертов, которые способны прямо оговаривать условия предоставления своих услуг. 
Демократический стиль – стиль делегирования полномочий и принятия совместных решений. Руководитель – демократ особенно эффективен в периоды нормального функционирования организации, когда каждый участник деловой и общественной жизни знает свои права и обязанности, способности и возможности влиять на принятие коллективных решений. 
Ситуативный стиль – зависящий от личности руководителя, степени поддержки его вышестоящим начальством, влияния коллег начальников, силы подчиненных, выражающейся в уровне квалификации, независимых действиях, желании ответственности, и силы самой ситуации.  
В принципе возможен и, так называемый, попустительский стиль – когда руководитель находится вне процесса деятельности группы, не порицает и не хвалит, не дает указаний, предоставляет делам идти самим по себе. Такой стиль имеет короткую жизнь, поскольку руководитель постепенно утрачивает контроль над своей организацией, эффективность деятельности резко снижается, что приводит к смене руководства.
Но какой бы стиль не использовал руководитель, он – должностное лицо, определяемое структурной организацией деятельности.
Кроме лидера в группе психологически выделяются «эксперт» – член группы с наибольшим интеллектуальным потенциалом, обладающий правом оценивать групповые решения и групповые действия; независимый – «белая ворона», «изгой» – отвергаемый член группы. Статус личности в группе определяется и ее привлекательностью для других. С точки зрения межличностной привлекательности в группе выделяются: звезды – те, кого все любят и чьего расположения добиваются; статусные члены – те, кого уважают, и кто имеет своих друзей в группе; изолированные – те, кто намеренно дистанцируется от группы; пренебрегаемые – те, кого не очень любят, ценят и уважают; и отверженные.
На стадии устойчивой работоспособности группа может превратиться в команду или внутри группы могут выделиться команды. 
Команда – группа с четко очерченным составом людей, дифференциацией ролей между ними и результатами работы, которые могут быть выделены и измерены. В реальном деловом общении мы встречаемся с группой, действующей внутри организации, как некий трудовой коллектив, который может быть командой, а может и  не  быть.  Команда  –  группа,  сплоченная  вокруг  решения  конкретных задач, с максимальным сращиванием деловых и личных взаимоотношений. «Команда» в данном контексте большей степени психологическое, чем организационное понятие. Команда отличается от трудового коллектива тем, что:
  • Члены команды осознают наличие общей цели, и каждый воспринимают эту цель как свою собственную;
  • Члены команды отождествляют себя со своей конкретной функцией, выполнение которой необходимо для достижения цели;
  • Руководитель команды должен быть лидером;
  • Команда не долговечна, у нее должны либо меняться цели, либо команда как психологический феномен исчезает после достижения поставленной задачи.

В реальной трудовой жизни не всем удается работать в команде, но все так или иначе находятся в организации и вступают в деловые отношения.


Отправить письмом